Реиндустриализация и инновации
В 1990-е годы Россия пережила деиндустриализацию и до сих пор по объему промышленного производства не вышла на уровень РСФСР. Дмитрий Медведев, будучи президентом, заговорил об экономической модернизации и выделил пять ее стратегических векторов:
- повышение эффективности производства, транспортировки и использования энергии, разработка и выведения на рынки новых видов топлива;
- ядерные технологии: ввод реакторов, применение ядерных разработок и в других сферах (прежде всего, в медицине), производства водородного топлива, создания двигательных установки, способной обеспечить космические полёты;
- информационные технологии, участие в развитии глобальных общедоступных информационных сетей, суперкомпьютеров;
- расширение собственной наземной и космической инфраструктурой передачи всех видов информации;
- медицинское оборудования, средства диагностики, медикаментов для лечения вирусных, сердечно-сосудистых, онкологических и неврологических заболеваний.
Вновь приоритет - энергия. Но как это соотносится с курсом на более высокотехнологичную экономику? Не стоит забывать, что современная добыча и транспортировка энергии сами по себе являются высокими технологиями. Россия – энергетическая сверхдержава. Это не имеет отношения к стратегии развития. Это – констатация факта. Россия не раскрывает данных о доказанных запасах нефти. Но в последнее время все больше сведений о том, что российские запасы намного больше признаваемых.
Пятый год подряд растут объёмы добычи нефти, и сейчас на долю страны приходится более 12% ее мирового производства. В 2013 году получено 523 млн т нефти и газового конденсата (рост на 1%). Важно, что увеличение это было обеспечено за счёт новых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, здесь добыча выросла на 10%. Экспортируя почти 5 млн баррелей нефти в сутки, Россия уступает по этому параметру только саудовцам. Идёт развитие трубопроводной системы: в феврале 2014 года была утверждена инвестпрограмма «Транснефти» общим объёмом почти 2 трлн рублей. Эти инвестиции будут направлены как на реконструкцию существующей трубопроводной системы, так и на увеличение мощности трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» до уровня в 80 млн т.
После приобретения ТНК-ВР первой в мире по запасам и добыче нефти стала компания «Роснефть». Она реализует масштабные проекты не только в нашей стране, но также в Венесуэле, Бразилии, на Кубе, во Вьетнаме, Канаде, Германии, Италии и, конечно, в рамках мегапроектов – в Китае (контракт на поставку 360 млн тонн нефти в течение 25 лет).
Россия занимает второе место в мире и по добыче природного газа, немного уступая по этому показателю США, где упор сделан на ускоренную добычу сланцевого газа, что привело к резкому снижению цен на североамериканском рынке. Но крупнейшей газовой компанией мира является «Газпром», чья капитализация с 1993 года выросла более чем в 60 раз. На компанию в 2013 году приходилось 18,5 мировых запасов газа, 15,6% мировой добычи, 21,5% глобального экспорта газа. Средний уровень газификации внутри России приближается к отметке в 2/3, в том числе на селе – 54%. Столь невысокие показатели отражает наследие советских времен, когда большинство республик Советского Союза было газифицировано на 90–95%, а РСФСР - 30–40%.
«Сланцевая революция» стала самой обсуждаемой темой в мировой экономике. Западные специалисты считают, что в краткосрочной перспективе именно Россия окажется главной проигравшей, поскольку выход сланцевого газа на мировой энергетический рынок может ослабить зависимость многих государств от поставок из нашей страны. А что же Россия? По запасам собственного сланцевого газа наша страна с 10 трлн куб. м отстает от Китая (36 трлн), США (24 трлн), Аргентины (22 трлн), Мексики (19 трлн), Канады и Австралии (по 11 трлн). Плюсы разработки сланцевого газа связаны с близостью месторождений к рынкам сбыта, значительностью запасов и желанием правительств многих стран снизить зависимость от импорта энергоресурсов. Минусы – относительно высокая себестоимость, невозможность транспортировки на большие расстояния, быстрая истощаемость месторождений, серьезные экологические риски. Пока добычу осуществляют только в США и Канаде, но практическая проработка этого вопроса ведется в Китае и в ряде европейских стран. «Газпром» не раз заявлял, что для него сланцевый газ интереса не представляет. Но вот сланцевая нефть – прежде всего, месторождение Баженовская свита в Западной Сибири - вызывает самый живейший интерес у российских энергетических компаний, прежде всего, у «Газпрома».
Весьма распространена точка зрения о том, что проблемы нефтегазового сектора заключаются, прежде всего, в его чрезмерном огосударствлении, закрытости для частного капитала. С этой связи уместно заметить, что за пределами англо-саксонских стран практически невозможно обнаружить частных компаний в этой сфере, а европейские, латиноамериканские, восточноазиатские государственные энергокомпании ничем по своей эффективности не уступают частным. Кроме того, доминирование государства очевидно в газовой отрасли, но не в нефтяной, где даже после дела ЮКОСа на частные компании приходилось две трети добычи и половина капитализации (из-за восприятия инвесторами вложения в них как более рискованных).
Россия заявляет свои права на значительную часть природных запасов Арктики, которые огромны. Первая открыто опубликованная оценка потенциальных запасов углеводородов в Арктике, содержавшаяся в докладе Геологической службы США (USGS) 2008 года, определяла их в 90 млрд баррелей нефти, 47,3 трлн куб. м. газа и 44 млрд баррелей газового конденсата. Всего в Арктике, по оценкам службы, находилось до 13% еще не открытых запасов нефти и до 30% запасов газа. Россия, согласно этим оценкам, располагает наибольшими среди арктических стран запасами углеводородов. В сентябре 2008 года Секретарь Совета безопасности Николай Патрушев заявил, что Москва считает своими 18% территории Арктики – около 3,8 млн. кв. км. В декабре 2013 года пришла первая нефть из Арктического шельфа России - с Приразломного нефтяного месторождения. В апреле 2014-го, несмотря на сопротивление «Гринпис», эта нефть достигла Амстердама. 9 августа 2014 года – уже после введения санкций против российской энергетической отрасли - Путин и Сечин запустили первую поисковую скважину «Роснефти» и американской Exxon Mobile на структуре Университетская в Карском море, где объем запасов, по некоторым оценкам, могут превысить уровень Саудовской Аравии.
Советский Союз был родоначальником использования атомной энергии в мирных целях, первым построил атомную электростанцию. Россия сохраняет прежний задел, входит в топ-четверку стран с наибольшим количеством ядерных реакторов – 33 (в США – 104 реакторов, Франции – 58, Японии – 50 – после Фукусимы не работающих), на которых вырабатывается 16% электроэнергии (в европейской части страны – 30%, на северо-западе – 37%). Отечественная атомная отрасль вернулась к серийному строительству и вводу мощностей: девять энергоблоков внутри страны, заказы атомной промышленности машиностроению выросли с 2006 года в 25 раз. Создан типовой серийный блок АЭС-2006 со сроком эксплуатации 60 лет, атомный энерго-промышленный комплекс охватывает 170 предприятий. Росатом начал активную международную экспансию. С покупкой контрольного пакета канадской Uranium One холдинг Росатома начал добычу урана в Казахстане, Австралии и США, а после приобретения австралийской компании Mantra Resources получает и перспективные площади в Танзании. Планы по возведению атомных станций за рубежом (23-25 блоков общей мощностью 30 ГВт) превосходят общий объем российской атомной энергетики (10 блоков мощностью 24,2 ГВт). Росатом достроил станцию в иранском Бушере, достраивает в словацком Моховце, индийском Куданкуламе, есть договоренности на сооружение энергоблоков в Белоруссии, Турции, Китае, Армении, Вьетнаме, Бразилии, участвовал в тендерах в Чехии и Иордании. Росатом активно реализует и низкообогащенный уран в десятки стран, среди которых Соединенные Штаты, Южная Африка, Китай, Франция, Германия, Швейцария, Швеция, Нидерланды, Иран. Россия, уже занимающая лидирующие позиции по поставкам низкообогащенного урана с 17% доли глобального рынка, планирует ее увеличить до 25% к 2025 году, задействуя недоиспользуемые возможности военного ядерного производства. Общий портфель заказов по строительству, поставкам топлива, обогащению урана превышает 74 млрд долл. Глава Росатома Сергей Кириенко заявлял о планах утроить продажи корпорации до 2030 года.
По производству электроэнергии на душу населения Россия опережает страны ЕС и уступает лишь Соединенным Штатам. 70% расходуемого в бытовых целях электричества идет на отопление помещений. Однако при этом энергоэффективность экономики остается крайне низкой. Реформа РАО ЕЭС, направленная на дробление единой энергетической системы для преодоления ее монополизма и создания конкурентных рынков электроэнергии, не дала ожидаемых результатов: образовавшиеся на ее основе более мелкие компании превратились по большей части в региональных монополистов. Цены на электричество сопоставимы с американскими.
Россия остается одним из крупнейших производителей металлов. Черная металлургия находится в лучшем положении, чем во многих других странах, в результате закрытия в годы кризиса нерентабельных и устаревших производств. Износ основного оборудования в отрасли не превышает 43% (у ThissenKrupp – 58%, у Nippon Steel – 78%). Производство стали прогнозируется в 2015 году на уровне 79,3 млн. т. На экспорт идет порядка 25 млн тонн, импортируется 6-7 млн тонн, причем объемы экспорта растут, а импорта – падают. Основной спрос на металлы внутри страны – более трети – обеспечивает строительство.
По скорости строительства жилья Россия занимает второе место в Европе – 5,8 квартиры на 100 жителей в 2012 году, что на 75% выше среднего показателя в Евросоюзе и уступает только показателям Франции.
Научились строить небоскребы: самым высоким зданием в Европе стала 75-этажная башня «Меркурий Сити» комплекса «Москва-Сити». В семерке самых высоких построек в Европе пять московских небоскребов, между ними вклинились башни «Шард» в Лондоне и «Коммерцбанк» во Франкфурте-на-Майне. Но на пути строительного бизнеса стоят серьезные бюрократические препоны. По данным исследования Doing Business, Россия занимала 178-е место из 183-х по сложности получения разрешения на строительство – требуется 51 процедура продолжительностью 423 дня, что является наихудшим показателем даже в СНГ. Самые длительные и дорогостоящие процедуры – оформление земельных участков, согласование проекта постройки, получение разрешения на ввод в эксплуатацию, подключение к энергосетям. Наиболее тяжелый и коррупционный порядок получения земли и прав на строительство во Владивостоке, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Москве.
Темпы роста промышленности в 2013 года замедлились до 0,4%, но в I полугодии 2014 года чуть подросли – на 2%.
Россия имеет потенциал стать великой транспортной державой.
В 2013 году было принято решение об использовании средств Фонда национального благосостояния для реализации крупных инфраструктурных проектов – строительства Центральной кольцевой автодороги, модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссибирской железнодорожной магистрали. С этой целью по 150 млрд рублей в 2014 году направляются в акции «РЖД» и облигации компании «Автодор», а общая стоимость проектов планировалась более чем на 860 млрд рублей. Более 170 млрд выделяется на строительство совершенно необходимого автомобильно-железнодорожного моста через Керченский пролив в Крым.
Рынок авиационных перевозок в последние годы растет, опережая среднемировые показатели. По итогам 2012 года российские авиакомпании перевезли 74 млн пассажиров, на 15,4% больше, чем в 2011 году. В 2013 году – рост еще на 15%, открылись 80 новых маршрутов. В 2014 году ожидается увеличение пассажиропотока на 1,5 млн пассажиров больше и появление ещё 100 новых маршрутов. Появятся лоукостер, первый полёт такой компании - «Добролёт» - состоялся в июне 2014 года. Но уже в августе компания была вынуждена прекратить работу из-за европейских санкций за то, что ее самолеты летали в Крым. В качестве возможных контрсанкций звучали ограничения на транзит западных авиакомпаний через территорию России (наша страна зарабатывает на этом 300 млн долл. в год, а потери только одной компании «Люфтганза» за три месяца санкций могут составить до 1 млрд евро).
Рост спроса на перевозки внутри страны сопровождается обновлением парка самолётов, в основном, за счет зарубежных. Почему? Даже оставив в стороне вопрос качества, ежегодная потребность в новых самолётах – 110–130 машин, а отечественные авиастроители до последнего времени могли поставлять только 12–15 самолётов в год. Тем не менее, в 2013 году доля отечественной техники составила уже почти 17% всех поставок коммерческой авиации, и эта цифра будет увеличиваться, особенно с учетом возможных новых санкций. Есть проект создания совместного производства самолетов с Китаем.
В конце 2012 года Правительство одобрило «Программу развития авиационной промышленности на период с 2013 по 2025 год с объемом финансирования 1,7 трлн. рублей, из которых 1,2 млрд. придут из федерального бюджета. Ожидается, что в результате доля российской авиационной техники на мировом рынке возрастет до 6,3%, причем по гражданской продукции – 3,6%, а по военной – 12%. В ходе реализации программы планируется построить свыше 3 тысяч самолетов, 5 тысяч вертолетов и 33 тысяч авиадвигателей. После 2020 года авиапредприятия должны будут финансировать себя самостоятельно.
После многолетнего простоя и развала вновь начала функционировать судостроительная отрасль, динамизм которой обеспечивали, прежде всего, оборонные заказы. Минпромторг подготовил проект госпрограммы развития российского судостроения до 2030 года. Общий объем ее финансирования составляет около 1,3 трлн руб. В первую очередь программа ориентирована на развитие оборонных предприятий, а в гражданском судостроении акцент сделан на шельфовые проекты и строительство судов ледового класса. Большая часть денег (940 млрд руб.) пойдет на «сохранение, укрепление и развитие научного, проектно-конструкторского и производственного потенциала отрасли», 319 млрд руб. – на «создание опережающего научно-технического задела и технологий, необходимых для создания перспективной морской техники». Еще 45 млрд руб. потребуется для «достижения в судостроении уровня передовых стран по качеству продукции, технологичности производства и производительности труда».
Северный морской путь вдоль побережья Сибири, имевший до настоящего времени весьма ограниченное значение (по нему снабжаются регионы Крайнего Севера) из-за недостаточной развитости ледокольного флота и береговой инфраструктуры, по мере глобального потепления может превратиться в коммерчески выгодный кратчайший маршрут между Атлантическим и Тихим Океанами. Китайский корабль Yong Sheng стал первым в истории контейнеровозом, совершившим путешествие из Поднебесной по морям Северного Ледовитого океана в Роттердам, куда прибыло 11 сентября 2013 года. Он позволяет сэкономить около 2 недель в пути, поскольку на 4,5 тысяч км короче, чем традиционный путь через Суэцкий канал.
Двумя наиболее серьезными проблемами в России традиционно выступали дураки и дороги. Около 3 млн человек в 28 тысячах населенных пунктах не имеют круглогодичных коммуникаций с внешним миром по дорогам с твердым покрытием. Необходимость увеличения инвестиций в инфраструктуру не подвергается сомнению. Но пока здесь не наведён элементарный порядок, а строительство ведётся по завышенным в разы расценкам, о чем недавно говорил Владимир Путин на президиуме Госсовета, тратить на эти цели большие средства руководство страны считает непозволительной роскошью.
Помимо слабо развитой инфраструктуры отмечается сложность таможенных процедур и слабая работа логистических служб, которая характеризуется международными экспертами как медленная, забюрократизированная и непредсказуемая.
В 2013 году Правительство создало Объединенную ракетно-космическую корпорацию, имеющую главной целью обеспечить потребности Вооружённых сил и отечественных космических программ в современной технике. Пока мы сохраняем мировое лидерство по числу пусков ракет-носителей. В декабре 2013 года на Плесецке проведено успешное испытание ракеты-носителя «Союз-2.1В» - впервые с 1980-х годов в космос была отправлена новая российская ракета. Уже в 2014 году успешно испытана ракета «Ангара». Полным ходом идет строительство космодрома Восточный.
Завершилось формирование глобальной спутниковой группировки ГЛОНАСС, а в ближайшие время начнётся массовое применение спутниковых навигаторов системы. В качестве партнеров выступают различные государства, в том числе, страны БРИКС. Но России все сложнее удерживать свои позиции в космосе: слишком много неудачных запусков. Работники предприятий отрасли «не под запись» признают, что качество производства космической техники значительно снизилось, а многоступенчатая система контроля слишком громоздка и неэффективна.
Вместе с тем американцы - бригадный генерал Кевин Райан и научный сотрудник Гарвардского университета Симон Сараджян - справедливо замечают: «Российские космические корабли в настоящее время являются единственным средством доставки американских астронавтов на Международную космическую станцию и обратно. Российские двигатели обеспечивают запуски американских ракет, которые выводят на орбиту военные грузы. Россия стала единственным поставщиком плутониевого топлива для батарей, на которых работают основные приборы американских межпланетных космических аппаратов». После введения НАСА антироссийских санкций вице-премьер Дмитрий Рогозин рекомендовал Соединенным Штатам доставлять своих астронавтов на МКС с помощью батута.
По-прежнему одна из наиболее динамичных отраслей – информационные технологии. В 2011 году Россия вышла на первое место в Европе и пятое место в мире по общему числу пользователей Интернета. При этом, с учетом численности населения, уровень проникновения Интернета все еще ниже среднеевропейского. Сегодня у всех россиян есть мобильные телефоны (а у многих и не по одному), тогда как в 2000-м они были лишь у 11%. Число подключенных терминалов сотовой связи на 100 человек в 1995 году составляло 0,1, в 2000 году – 2,2, а в 2013 году – 193,7. На территории всей страны к 2015 году будет обеспечен широкополосный доступ в Интернет, осуществлен переход на цифровое телевидение и мобильную связь четвёртого поколения.
В мировой рейтинг двухсот мощнейших суперкомпьютеров сегодня входят 11 российских систем, а суперкомпьютер «Ломоносов», принадлежащий МГУ, - в первой десятке.
Однако в области инноваций можно было бы сделать гораздо больше. В процесс создания инноваций вовлечены меньше 10% компаний, тогда как среднее значение для ОЭСР – 50%, для Германии – 70%. На НИОКР СССР тратил 2% ВВП при наличии 1,9 млн ученых, сегодня – 1% и 700 тысяч ученых.
Развивая высокие технологии, государство уделяет также внимание значимым традиционным отраслям. У России огромный потенциал в сельском хозяйстве, но сейчас в этой отрасли производится только 4,4% ВВП.
Тем не менее, Россия, десятилетиями в советское время ввозившая зерно из-за рубежа, превратилась в его крупнейшего экспортера. Это стало результатом ведения в начале века частной собственности на землю, начавшегося процесса инвестирования в сельское хозяйство крупных корпораций. Одно из важных направлений господдержки аграрному сектору – субсидирование процентных ставок по кредитам и займам из федерального бюджета, на что в 2013 году было направлено 75 млрд рублей.
В 2008 году урожай составил рекордные 108 млн тонн (из которых, правда, 10 млн. не удалось продать, переработать или сохранить). После существенного спада в сельскохозяйственном производстве из-за засухи 2010 года, в 2011-м его рост составил 22%, и Россия вышла на второе место по объемам экспорта. Даже в не самые урожайные годы страна производит больше зерна, чем ее ежегодные внутренние потребности, которые составляют менее 70 млн тонн. В 2013 году было выращено 91,3 млн тонн, прирост составил 29%. 2014 год обещает быть еще более урожайным – 104 млн тонн.
Амбиции российских производителей зерна – к 2020 году поставлять на экспорт более 40 млн тонн, вдвое больше, чем в 2013-м, что обеспечит более 20% всего мирового экспорта. Наиболее значимым препятствием на пути к этой цели является не столько объемы производства и потребления, сколько недостаточные мощности зерновых портов. Существуют проекты их существенного расширения – особенно на Черном и Азовском морях (Новороссийск, Таганрог). Исключительно перспективны планы создания зерновых терминалов в портах Дальнего Востока, через которые зерновой экспорт почти не идет.
В октябре 2013 года Правительством РФ была принята программа мелиорации земель на 2014-2020 годы, которая предусматривает ввод в обращение 840 тысяч гектаров новых земель за счет реконструкции, технического перевооружения и строительства новых гидротехнических сооружений.
Если в растениеводстве есть достижения, подрываемые иногда климатическими факторами, то с другими отраслями производства продуктов питания менее радужно. С 1992 по 2000 год поголовье крупного рогатого скота сократилось с 52,2 млн голов до 27,5 млн, свиней – с 31,5 млн до 15,8 млн, овец и коз – с 51,4 млн до 15 млн. С начала века число крупного рогатого скота упало еще больше – до 19,5 млн в 2013 году, хотя выросло поголовье и свиней – до 19,2 млн, и коз с овцами – до 23,8 млн. Зато резко возросла производство мяса птицы: 1428 тысяч тонн в 1992 году, 768 тысяч – в 2000-м и 3817 – в 2012-м. Так что по общему убойному весу скота и птицы Россия по-прежнему на уровне начала 1990-х.
В России стремительно таял рыбопромысловый флот – только с 2003 до 2011 года количество судов сократилось с 3085 до 2320. Но при этом потребление рыбы росло за счет рыбоводства и экспорта. После российских контрсанкций доля российский компаний на этом рынке возрастет.
Фактор обширности территории и наличия девственных лесных массивов делает Россию глобальным экологическим донором. Эта роль выросла за последние десятилетия, когда в результате спада производства страна на треть сократила выбросы парниковых газов, что составило, 60% общемирового уменьшения уровня загрязнения. С присоединением к Киотскому протоколу появились возможности конвертировать свои экологические преимущества в экономические дивиденды. По данным Всемирного фонда дикой природы, на Россию приходится примерно 9% всей биоемкости планеты Земля – 1,2 млрд из 13,6 млрд глобальных гектаров (под глобальными гектарами понимают средний по планете показатель способности окружающей среды в воспроизводству ресурсов и поглощению отходов). Здесь мы уступаем только Бразилии. На Россию приходятся 37% всего мирового запаса пресной воды.
Отдельного разговора заслуживают Сибирь и Дальний Восток. Стратегия их социально-экономического развития на период до 2025 года, утвержденная в 2009 году, опирается на более полное использование природно-ресурсного и транзитного потенциала территории, устойчивое наращивание экспорта конкурентных видов продукции и модернизацию транспортной инфраструктуры. Было создано министерство по развитию региона. Сегодня Дальневосточный регион, во многом благодаря соседству с динамичными центрами роста АТР и инвестициям в проведение саммита АТЭС во Владивостоке в 2012 году, растет темпами более высокими, чем Россия в целом – на 7-10%. Владивосток и окрестности уже не узнать: три новые моста – в том числе с самым большим в мире пролетом. На острове Русский, где пять лет назад не было ничего, кроме нескольких бараков и остатков жизнедеятельности флота за много десятилетий, стоит самый современный на планете университетский корпус, где жили и работали участники и гости саммита.
Подъём Сибири и Дальнего Востока, сказал Путин в Послании 2013 года, - это «наш национальный приоритет на весь XXI век. Задачи, которые предстоит решить, беспрецедентны по масштабу, а значит, и наши шаги должны быть нестандартными». Принято решение по льготной ставке налога на прибыль и ряду других налогов для новых инвестпроектов в регионе. Там создается сеть специальных территорий опережающего экономического развития с особыми условиями для организации несырьевых производств, ориентированных, в том числе, и на экспорт. Для новых предприятий в таких территориях предусмотрены пятилетние каникулы по налогу на прибыль, на добычу полезных ископаемых (за исключением нефти и газа, это доходная отрасль), на землю, имущество, а также льготная ставка страховых взносов.
Новый импульс развитию Дальнего Востока придан катастрофическим наводнением вдоль русла Амура в 2013 году, ликвидация последствий которого сопровождалась масштабными инвестициями в экономику региона – размере около 40 млрд рублей. Работа по обеспечению пострадавших жильём должна быть завершена до 30 сентября 2014 года.
