Интеллектуальный капитал
В СССР существовала специфическая модель организации науки, которая была построена на мобилизации и концентрации ресурсов для выполнения приоритетных государственных программ, связанных в основном с обороной. Эта система в одночасье рухнула.
Образование и наука получили удары недофинансирования, оттока квалифицированных кадров, отказа от советских стандартов образования, деградации наукоемких отраслей промышленности, стремительной переориентации образования с естественнонаучных на гуманитарные специальности. Если в 1991 году ЮНЕСКО ставила советское высшее образование на третье место в мире, то к 2010 году Россия опустилась в том же рейтинге на 29 место. Тираж выходящих в стране научных журналов сократился за это время в 14,3 раза, а посещаемость научных библиотек – более чем в 20 (свою роль здесь сыграло, конечно, и распространение интернета). Резко сократилось количество людей, занятых исследованиями и разработками - с 1,7 млн. в 1991 году до 807 тысяч в 2006-м. На работу в научные организации все это время поступало не более 1% выпускников вузов.
Понеся ощутимые потери, отечественная наука, тем не менее, смогла выжить. Началась реализация программ грантовой поддержки разработчиков новейших технологий на конкурсной основе. Институты развития занялись поиском и отбором перспективных проектов, предоставляя финансовое содействие инновационным предприятиям, в том числе малым, которые создаются при вузах и научных учреждениях, при этом разделяют риски и с частными инвесторами. Создается центр инновационных исследований в Сколково. С начала столетия финансирование науки из федерального бюджета увеличилось в номинальном выражении в 20 раз – с 17 млрд рублей в 2000 году до 355 млрд. в 2012-м. Планируется довести этот показатель к 2015 году до 1,8% от ВВП, что, однако, ниже, чем в большинстве развитых стран (США – 2,5%). Реализуется стратегия инновационного развития России до 2020 года, действуют территориальные кластеры, технологические платформы, институты развития. На действующую государственную программу развития науки и технологий на период до 2020 года предусматривается выделить 1,4 трлн рублей.
Какова ситуация с системой образования? С моего поста председателя профильного комитета Государственной Думы она видится следующим образом. Ситуация «рваная», различная на разных уровнях образования. Дошкольное воспитание становится уровнем образования. Здесь у России весьма неплохие позиции: дошкольное образование, поставленное на систематическую основу, редко, где можно встретить в мире. Решается задача обеспечения всех детей в возрасте от 3 до 7 лет местами в детских садах до 2016 года. Очередь быстро сокращается, но она по-прежнему большая – 400 тысяч детей - из-за роста рождаемости. По окончании программы строительства детских садов будет развернута программа строительства новых школ.
Начальное образование - первые классы школы - у нас просто блестящее. По всем межстрановым сопоставлениям, по рейтингам PIRLS, мы входим в первую тройку-четвёрку, оказываясь в компании таких продвинутых в образовательной области стран, как Гонконг, Сингапур, Финляндия – впереди всего Запада. Но те же рейтинги, оценивающие нашу среднюю, или основную школу, дают менее обнадёживающие показатели. Но всё равно Россия оказывается в первой десятке, обгоняя многие западные страны, но уступая «восточноазиатским драконам» (они сейчас делают мощный рывок в интеллектуальной сфере, опираясь на многовековую конфуцианскую традицию, в которой учение и знания возводятся на пьедестал). Тревожное снижение качества наблюдается в старших школьных классах. Во многом из-за того, что ребята просто перестают учиться по целому ряду предметов, по которым не планируют сдавать ЕГЭ. Система ЕГЭ реформируется. Планируется учитывать при поступлении в вузы средний балл аттестата. Возвращается сочинение, вводится устный компонент в ЕГЭ по языкам.
Образование на уровне бакалавриата, специалитета в хороших российских вузах в принципе сопоставимо с западным. Другое дело, что оно в значительной степени формализовано, в меньшей степени позволяет обеспечивать вариативность программ, выстраивать индивидуальные образовательные траектории. На Западе трудно найти двух человек, которые, учась на одном факультете, прошли бы одинаковый набор предметов. А у нас напротив – трудно найти тех, кто в рамках одного факультета сумели бы пойти разными путями. В России всё ещё довольно жёсткая вузовская система специализации и профессионализации, хотя постепенно становится более пластичной, гибкой и вариативной.
Но дальше начинаются серьёзные проблемы. Магистратура в большинстве вузов в полной мере пока не выстроена. Что же касается аспирантуры.… У нас господствовало такое отношение: в аспирантуре не учатся, а пишут диссертацию и сдают кандидатские минимумы. А на Западе и Востоке аспирантура является элитным уровнем образования, на котором лучшие профессора учат лучших студентов. Годы аспирантуры там – годы полноценной учёбы, результатом которой и является, собственно, подготовка кадров высшей квалификации. Новым законом об образовании поствузовское обучение признано третьим уровнем высшего образования. Но в реальности его еще только предстоит создать.
В последние годы сделано немало для среднего образования (спор вокруг ЕГЭ, оставлю в стороне). В школу опять пошли учителя, которым начали платить, что дает стране шанс. Но в последние два десятилетия сильно пострадало в кадровом отношении высшее образование, которое, как оказалось, было вполне конкурентоспособным. Выпускники наших вузов успешно продолжают учиться и работать по всему миру, не найдете ни одного приличного западного университета, где бы ни работали российские профессора. Знаменитая Силиконовая долина во многом двигается вперед усилия наших соотечественников. Россия потеряла целое поколение преподавателей и ученых, которое разбежалось по более прибыльным профессиям, нежели наука, или по тем местам, где за науку платят. Довести уровень оплаты труда вузовских ученых до среднего по региону, а затем до 200% от среднего, что предложил Путин – давно перезревшая задача. Для вхождения в число 100 ведущих вузов мира, 15 ведущим университетам было выделено 9 млрд рублей. В 2014 году финансирование будет увеличено ещё на 1,5 млрд рублей.
Количество вузов и студентов в современной России многократно выросло. В 1991 году насчитывалось 514 вузов с 2,8 млн студентов, в 2008-2009 учебном году - 1134 с 7,5 млн, в 2012-13 – 1046 вузов с 6 млн учащихся. Все это приводит к тому, что уровень высшего образования существенно снизился. К сожалению, многие вузы, прежде всего, частные, занимались исключительно сбором денег и выпиской дипломов. В 2013-2014 году в стране осталось 969 вузов и 5,65 млн студентов.
Вместе с тем, из-за демографического провала 1990-х годов только за 2011-2015 годы количество выпускников сократится на 35-40%. Диплом даже непрестижного вуза дает преимущество на рынке труда. Доля безработных среди выпускников вузов составляет всего 3%, в 1,8 раза ниже, чем в среднем по стране. При этом, среди недавних студентов около половины работают не по специальности, причем, чаще всего - выпускники инженерных вузов (59%).
Среди граждан в возрасте от 25 до 64 лет высшее образование уже имеют 60% людей: по этому показателю Россия обошла Канаду (54%), Израиль (47%), Японию (44%) и США (43%). Эксперты ОЭСР признали Россию самой образованной страной из всех государств самой ОЭСР и «большой двадцатки». Высшее образование из социального лифта превратилось в норму, к которой стремится большинство. Получить его намерены две трети школьников, а в крупных городах – 75%. "Образовательная революция" кардинально меняет облик российского общества и российской экономики. Даже если в настоящий момент экономике и не нужно столько работников с высшим образованием – назад вернуться уже нельзя. Не люди должны подстраиваться под существующую структуру экономики и рынка труда – экономика должна стать такой, чтобы граждане с высоким уровнем образования, с высоким уровнем запросов могли бы найти себе достойное место. Политика занятости, имеющая первоочередной целью создание 25 млн. высокотехнологичных рабочих мест, формулируется, именно исходя из принципиально иной структуры образованности населения.
В системе образования все более заметное место уделяется вопросам здорового образа жизни. Возвращаются нормы ГТО. На подъеме и подготовка спортсменов для спорта высоких достижений. Самыми яркими спортивными событиями последнего времени стали казанская Универсиада, сочинская Олимпиада и Паралимпийские игры. Россияне были первыми в медальном зачёте. Олимпиада сплотила страну.
