Государственная теория была воплощена в новом Земском Положении, утвержденном 12 июня 1890 г. По этому положению, кроме уполномоченных от ведомств, права гласных получили все председатели уездных дворянских собраний (уездные и губернские предводители дворянства), а также депутат, назначенный от духовного ведомства. Новое Земское положение усиливало контроль администрации за выборами земского руководства: если прежде губернатором утверждались только председатели управ, то теперь - также и члены губернской и уездной земской управ, а председатель губернской управы должен был утверждаться министром внутренних дел.
Земское положение 1890 г. усилило административное значение земских учреждений: председатель и члены управ теперь зачислялись в разряд государственных служащих. Предусматривалось административное наказание и штрафы для гласных, пропускавших земские собрания без уважительных причин. Были расширены права председателя управы.
В соответствии с Земским положением 1890 г. в земскую систему вводилось новое звено – губернское по земским делам присутствие, в состав кот. входили лица от администрации: губернатор, вице-губернатор, управляющий казенной палатой, прокурор окружного суда; а от земства – председатель губернской земской управы и один губернский гласный. Каждое постановление земского собрания должно было проверяться присутствием на предмет его соответствия государственным законам (на практике в большинстве случаев присутствие принимало сторону земств).
Новое законодательство подчиняло земское самоуправление более интенсивному губернаторскому контролю. Земское положение 1890 г. четко определяло, что "губернатор имеет надзор за правильностью и законностью действий земских учреждений". Было увеличено число вопросов, утверждаемых губернатором. Положение 1890 г. существенно расширило право протеста по поводу постановлений земских собраний со стороны губернатора и министра внутренних дел: теперь они выносились не только на основании незаконности постановления, но и на основании его нецелесообразности. Губернаторам было разрешено проводить ревизию земских учреждений.
Одновременно существенно расширялись права земств, их компетенция в хозяйственной и культурной деятельности (Положение 1890 г., ст.108), в том числе за счёт расширения круга вопросов, по которым земства могли издавать обязательные постановления (санитарные условия жизни населения, противопожарная безопасность, устройство и содержание пристаней, переправ, перевозов, некоторые вопросы народного продовольствия, сфера народного образования и др.). Важно отметить, что, учитывая реальную ситуацию, в 1890 г. законодатели предоставили земствам более широкие полномочия в сфере народного образования: "попечение о развитии средств народного образования и установленное законом участие в заведывании содержавшимися на счет земства школами и другими учебными заведениями" (Положение 1890 г., ст.2, п.10); т.е. ограничительная формула «преимущественно в хозяйственном отношении» была исключена из соответствующей статьи.
